Взросление ребёнка как психический акт | Сценарии и сексуальность

Воображаемое является термином из словаря лаканизма, используемым для описания первичной до Эдиповой стадии отождествления ребенка со своим зеркальным образом.

На этой стадии ребенок не является ни мужчиной, ни женщиной и обретает доступ к языку, воображая при взгляде на себя и держащего его взрослого свое будущее в качестве взрослой особи. Посредством языка и начиная с зеркальной стадии ребенок постепенно становится половой индивидуальностью, имеющей место в символическом порядке. Эта стадия в теории Лакана определяется как первый свободный психический акт ребенка, ибо включает отождествление ребенка с образом его психической формы, отраженной в зеркале и гарантированной пристальным взглядом матери. Во взрослении разрешаются кастрационный и Эдипов комплексы, поскольку складывается структура субъекта, в которой индивид начинает ошибочно понимать себя как «Другого», источника требований и норм, исходящих от общества. Для Лакана «Другой» в первую очередь занимает позицию контроля значений и желаний в структуре личности.

Желание оказывается продуктом языка, ибо функционирует как отложенное удовлетворение, соответствующее интенсивному формированию смысла в языке. Отождествляя себя с позицией «Другого», субъект ошибочно полагает себя суверенным источником смыслов и значений. Поэтому символический порядок в системе Лакана является социальным и культурным порядком — «хабитусом», в котором живут сознательные субъекты. Этот порядок задан языком и социальными институтами, функционирующими как семиотические (т. е. организованные языковыми средствами) системы. Всякий раз, когда индивид (он или она) с помощью местоимений и жанра рассуждений (от сплетни до торжественной клятвы) занимает позицию субъекта в языке, включаются механизмы зеркальной стадии и психического оформления сексуальности. Эти механизмы обеспечивают воображаемый характер индивидуального отождествления с позицией говорящего субъекта. Идентификация накладывается на пульсацию — энергию желания — и таким образом начинает контролировать значения.

Эго ребенка расщепляется на Я-наблюдающее и Я-наблюдаемое, а потому единство и контроль, даваемые идентификацией ребенка с его зеркальным отражением (психической формой Я), являются воображаемыми. Второе расщепление осуществляется между Я-говорящим и Я-выражающим: это происходит в связи с вступлением в символический порядок после разрешения Эдипового и кастрационного комплексов. Реализация комплексов создает специфически-половую организацию желаний, психики, бессознательного, в конечном счете — становление субъекта в господствующей мужской или подавленной женской позиции социальной связи. Здесь работает механизм фетишизации женской сексуальности. И хотя это психологический механизм, именно он приводит к выделению ролей раба и господина в паре. И вновь, подобно ребенку на зеркальной стадии, ложно представляющему себя единым и самоконтролирующим, говорящий субъект (он или она) смешивает себя и свое речевое социальное выражение, полагая себя суверенным автором смыслообразования.

В речевой цепи, считает Лакан, означаемое постоянно ускользает от означающих его. Но в целом значение и символический порядок все же стабильны в отношении к первичному воображаемому означаемому — греческому половому символу (фаллосу), гарантирующему патриархатную культуру и половые различия на основе алиби анатомического различия полов. В отличие от соссюровской модели знака (где составляющие его сцементированы) лакановский символический порядок состоит из свободно перемещающихся и скользящих означающих, вовсе не привязанных к фиксированным значениям или фрагментам реальности.

Поток означающих обретает лишь временное значение для говорящего субъекта благодаря отличию знаков, их взаимной дискриминации и иерархизации. Окончательная фиксация значения предотвращается в теории Лакана механизмом желания. В отличие от провозглашенного Ж. Деррида принципа свободной игры знаков в означении и придании смысла миру лакановский символический порядок и значение фиксированы в отношении к фаллосу как первичному означаемому, гарантирующему патриархатную структуру социального господства.

About the author