"Gogetlinks169983"
спецэффекты

История спецэффектов в кино. Как кинематограф «жульничает» уже более 120 лет

Спецэффекты — один из основных приемов съемок, которые должны добавить красок в постановку.
Первые приемы кино были использованы еще в 19 веке.
На рубеже лет кинематографисты соревновались в изобретении все лучших и лучших приемов, чтобы «обмануть зрителя».
Большому прогрессу в киноискусстве способствовали компьютеры, работу которых можно увидеть в фильмах 1970-х годов.

Кино и фотография были изобретены, чтобы документировать реальность. Однако вскоре выяснилось, что этими приемами можно легко манипулировать, чтобы «обмануть» зрителя с помощью созданных им самим несуществующих сцен и картинок. Сегодня большинство подобных операций выполняется с помощью компьютеров, но в кинематографе они прочно обосновались только в 90-е годы, а раньше помогали лишь в отдельных постановках.

Так какие же спец/визуальные эффекты использовались раньше? Оказывается, более 120 лет назад гениальные кинематографисты умели удивлять своих зрителей приемами, положившими начало целым направлениям киноспецэффектов. https://spb-tbs.ru/filmy-pro-supergeroev-osobennosti/

 

Первые спецэффекты в истории

1895 год и фильм Альфреда Кларка «Казнь Марии Стюарт» — первое использование спецэффектов в кино. Это был простой трюк, который заключался в том, чтобы приостановить отснятый материал во время сцены обезглавливания главного героя и заменить актрису манекеном, когда палач поднял топор. Этот трюк популярен и по сей день, особенно в любительских постановках. Разрез в монтаже был незаметен, так как все статисты стояли почти неподвижно во время быстрой смены актрисой куклы на куклу.

Весь фильм, длящийся всего около дюжины секунд, можно увидеть ниже:

Однако Жорж Мельес, которого сегодня называют отцом спецэффектов, навсегда положил начало эре спецэффектов. За свою карьеру он снял более 500 фильмов. В 1896 году он написал одну из первых картин — «Исчезающая дама» («The Vanishing Lady»), в которой. в нем использовалась та же техника, что и в более ранней постановке Альфреда Кларка. Рассказывают, что Мельес обнаружил этот эффект случайно, когда во время съемки одного из фильмов камера на несколько секунд зависла, что привело к внезапной смене сцены во время воспроизведения.

Со временем Мельес обнаружил и разработал больше трюков с камерой и лентой. Из фотографий, которые он позаимствовал, среди прочего многократное экспонирование, т.е. экспонирование одной ленты несколько раз, что приводило к наложению разных изображений. Более того, он начал использовать трюки с перспективой, а также изменением скорости записи различных сцен.

Путешествие на Луну

В 1902 году Жорж Мельес создал свое самое узнаваемое произведение «Путешествие на Луну» (по-французски «Le Voyage dans la Lune») по роману Жюля Верна. Именно отсюда происходит всемирно известный кадр Луны с лицом, пораженным ракетой. Вы можете посмотреть полный фильм (менее 13 минут) ниже:

Многие элементы фильма были нарисованы и раскрашены вручную. Это изображение также отображалось в цвете, так как некоторые кадры были раскрашены вручную. Таким способом также можно было создать спецэффект, который часто встречается в наши дни, — удаление из фильма струн, тросов или людей, оживляющих элементы на съемочной площадке. Их просто закрасили фоновым цветом.

В «Путешествии на Луну» также был использован известный ранее фототрюк — двойная экспозиция. Этот эффект заключается в записи одного кадра на пленку, перемотке ленты и записи на ранее использованный фрагмент другого кадра.

Новые техники — от 3D до синего экрана

В 1922 году появляется первый фильм в формате 3D — «Сила любви». За 80 лет до «Аватара» удалось создать трехмерный фильм, который показывали в залах по всему миру. В фильме использована простая техника, которую мы знаем и сегодня — анаглиф. Все сцены записывались на две камеры, на ленты разного цвета (красный и зеленый). Используя две разные линзы, каждый глаз видел изображение с разной ленты, сдвинутое относительно другого. Это создавало эффект глубины, который мы естественно получаем, когда смотрим на мир двумя глазами, отстоящими друг от друга на определенном расстоянии. По сей день при съемке 3D-фильмов, таких как «Аватар», используются две камеры, расположенные близко друг к другу.

Стереоскопическая 3D-камера 1920-х годов.

В 1925 году в кинотеатры выходит фильм «Затерянный мир», главными героями которого являются огромные динозавры, гуляющие по экрану. Этот образ был предшественником таких киносериалов, как «Кинг-Конг», «Годзилла» и даже «Парк Юрского периода». Уиллис О’Брайен, создатель «Затерянного мира», использовал модели динозавров, фотографируя их кадр за кадром на макетах мира в масштабе. Позже он соединил созданную таким образом ленту с негативом, на котором были записаны живые актеры. Это создавало иллюзию, что и актеры, и динозавры находятся в одном месте. Поэтому Уиллис О’Брайен не только использовал покадровую анимацию, но и объединил ее с лентой, на которую записал актеров, играющих свои роли.

Эффект Шюффтана

Эффект Шюффтана, который впервые был использован в фильме 1927 года «Метрополис», также произвел очень убедительное впечатление на зрителей того периода.Перед камерой было установлено зеркало под углом 45 градусов так, чтобы камера записала нарисованный пейзаж боком к объективу. Тогда достаточно было удалить фрагменты отражающего покрытия зеркала, чтобы увидеть все, что находится за зеркалом в этих местах. Таким образом, часть декораций создавалась непосредственно за актерами, остальное раскрашивалось в масштабе, а зеркало отражало его в сторону камеры. В результате обе сцены слились воедино.

В 1920-е годы все большую популярность приобретает и живопись-сценография на стекле, которую помещали между камерой и актерами таким образом, чтобы реальное изображение с камеры и картина сливались в одно целое. Эта техника десятилетиями использовалась как создателями фильмов о Чарли Чаплине, так и Георгом Лукасом в «Звездных войнах» и серии фильмов об Индиане Джонсе.

Кинг-Конг

В 1933 году Кинг-Конг стал вехой в области спецэффектов. В ней прекрасно сочеталось большинство техник, описанных ранее. Кроме того, в декорациях используются мощные механические элементы, такие как огромная рука гориллы, которая вытащила живую актрису из окна здания. На создание покадровой анимации для этого фильма ушло больше года.

В 1940 году выходит британский фильм «Багдадский вор» режиссера Майкла Пауэлла. Этот фильм получил три премии «Оскар», в том числе за лучшие спецэффекты. Это был первый полнометражный высокобюджетный фильм, в котором использовалась техника синего экрана задолго до того, как в кинематографе стали использовать компьютеры.

Синие области пленки

Благодаря использованию специальных фильтров все синие области пленки (на заднем плане за снимаемым объектом) при съемке остаются прозрачными, что позволяет использовать их в двойной экспозиции. При перезаписи прозрачные участки изображения позволяют четко воссоздать другое изображение, которое использовалось для создания экранных персонажей, создающих впечатление гигантов за десяток метров.

В 1950-х годах произошло дальнейшее совершенствование известных методов. Одним из прорывов является разработка Paramount устройства, известного как повторитель. Это позволяло определенным образом механически управлять движениями камеры. Это имело большое значение, поскольку позволяло использовать технику многократной экспозиции с динамическими последовательностями. С помощью ротоскопии и репитера стало возможным реалистично монтировать множественные изображения не только на статичные кадры с фиксированной камеры.

«Халат» в CinemaScope — анаморфотное панорамное изображение приобрело популярность в 1950-х годах.

Новая эра спецэффектов

В 1968 году в кинотеатрах появляется «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Он впервые использовал (или в таком масштабе и в такой форме) совершенно новые приемы создания изображения. К ним относятся щелевое сканирование, т.е. щелевая запись, а также фронтальная проекция. Начальные сцены в пустыне на самом деле записываются в студии. Однако, чтобы избежать искусственного эффекта, связанного с нарисованными фонами, они проецируются со слайдов 20×25 см на огромные экраны, установленные за декорациями в студии. В результате они производят впечатление естественно освещенных и более «живых», чем картины.

Компьютерная графика

Тем временем рождается компьютерная графика. Первые экспериментальные CGI-анимации относятся к середине 1960-х годов, однако только в фильме «Мир будущего» первые трехмерные компьютерные изображения появляются в полнометражном производстве.

Да, речь идет о трехмерной руке и лице, видимых на одном из экранов. Эти анимации были созданы в 1972 году Эдом Кэтмаллом и Фредом Парком из Университета Юты. Создатели фильма решили, что такого рода футуристическая компьютерная анимация станет хорошим «фоном» для киносцены.

В некоторых фильмах других периодов на экранах также появляются очень простые компьютерные анимации, например, в космических кораблях. Это происходит, в том числе, в «Чужом» и «Звездных войнах».

Без «Космической одиссеи», вероятно, не было бы «Звездных войн» 1977 г. Самым большим новшеством этого производства было использование первого управляемого компьютером манипулятора камеры. Система под названием Dykstraflex позволяла выполнять целых семь различных действий в заранее запрограммированной последовательности. Это было творческое развитие репитера, позволившее создавать еще более динамичные кадры с помощью ротоскопии и мультиэкспозиции.

Компьютеры выходят на сцену

В 1980-е годы особое внимание уделялось развитию компьютерной графики. В 1981 году первая 3D-модель человека с затенением появляется на экранах в фильме «Смотрящий». Однако он не был полностью анимирован.

В 1982 году появляется знаменитый «Трон», использующий целых 15 минут компьютерных 3D-сцен, включая культовые дуэли на мотоциклах. Способ создания линий света, заполняющих мир «Трона», многих озадачил. На самом деле они были черными, а затем с помощью ротоскопии вырезались, чтобы поместить под получившиеся «пробелы» в ленте острые огни.

Спустя три года, в 1985 году, в фильме «Молодой Шерлок Холмс» нам представилась возможность увидеть первого полностью анимированного, сгенерированного компьютером и фотореалистичного персонажа на реальном фоне — рыцаря из стеклянных элементов. Хотя сегодня это зрелище может вызвать у вас улыбку, и многие из вас никогда не слышали о самом фильме, именно так выглядел первый человекоподобный персонаж в истории кинематографа, который был полностью отрендерен и анимирован на реальном фоне с помощью компьютеров:

90-е годы стали периодом расцвета компьютерной графики. 1991 «Терминатор 2: Судный день» — первые спецэффекты, созданные на рабочих станциях Силиконовой долины. Таким образом был создан жидкий характер Т-1000, который и сегодня может впечатлять зрителей.

Последующие версии этих компьютеров позже анимировали «Историю игрушек» (1995) — первый полнометражный фильм, полностью созданный с использованием компьютерной графики.

Компьютерное изображение хорошего качества в начале 1990-х стоило дорого и требовало много времени, а результаты не всегда были удовлетворительными. Поэтому создатели, в числе прочих Во многих сценах «Робокоп 2» опирался на проверенные решения с покадровой анимацией, что можно увидеть, например, в анимации множества появляющихся на экране роботов.

В 1993 году наконец появляется «Парк Юрского периода», в котором мы видим первых в истории фотореалистичных животных, полностью сгенерированных компьютерами. Этот фильм стал вехой в использовании компьютерной графики и совмещении компьютерных трюков с реальными макетами различных объектов.

80-е и 90-е также были попытками связать реальный мир с анимационным. В кинотеатрах появились такие постановки, как «Кто подставил кролика Роджера» и «Космический матч». Там мы занимались рисованием анимации на кадрах фильма, а в случае с «Космическим матчем» — еще и вырезанием реальных персонажей и размещением их на нарисованных от руки фонах.

Властелин колец

На сегодняшний день фильмом, оказавшим наибольшее влияние на развитие спецэффектов, стал «Властелин колец» 2001 года. Персонаж Голлума, созданный с помощью техники захвата движения и сканирования лица, стал прорывом в области создания анимационных персонажей. . Именно Голлум в исполнении Энди Серкиса вдохновил Джеймса Кэмерона на создание (в той же технике) фильма «Аватар» (2009).

About the author