Скульптура — одно из старейших изобразительных искусств

Небольшая предыстория

Скульптура, вероятно, является старейшим из изобразительных искусств из-за ее не иллюзорной, пространственной и чувственной природы.

В отличие от большинства картин (вплоть до времен абстрактного искусства) скульптура не претендует на что-либо, она не относится к другой реальности, которую она иллюстрирует или намекает.

Скульптура просто есть — во всей своей простоте и осязаемости.

Вероятно, поэтому первый творческий порыв побудил доисторического человека создать еще неуклюжую, но уже уникальную по своей природе скульптуру.

Остается загадкой, почему самые ранние произведения искусства (скульптуры и картины) происходят из Центральной Европы, а не из так называемого «плодородного полумесяца» считающегося колыбелью цивилизации.

Хотя первые объекты, которые историки считали скульптурами, были найдены в Марокко и на Голанских высотах и ​​относятся к среднему палеолиту (примерно с 300 000 до н.э.), предметы, которые, несомненно, имели культовую функцию и требовали от исполнителя художественного таланта, были созданы в территории, простирающиеся от сегодняшней Франции до Украины в период так называемого Верхний палеолит (40 000 — 14 000 лет до н.э.).
Почему искусство скульптуры и (наскальной) живописи зародилось в Европе, а затем исчезло на сто веков и возродилось в совершенно другой форме в культурах за несколько тысяч километров — мы, вероятно, никогда не узнаем.

Форма, характерная для искусства каменного века, — фигура женщины — символа плодородия . Фигурки под названием « Венера » были сделаны из мягкого камня или слоновой кости, и самые известные образцы происходят из Австрии, Германии, Моравии и Украины.
Сидящая фигура Богини-Матери примерно 7400-7300 гг. До н.э., найденная в хеттской крепости Чатал-Хёюк, является одним из самых молодых образцов культовой доисторической скульптуры и принадлежит к искусству, созданному в эффективно организованном и иерархическом сообществе.

Скульптуры Месопотамии

В 6-м тысячелетии до нашей эры первые цивилизации, положившие начало Шумерской и Аккадской империям, возникли в Месопотамии (современный Ирак) .

Скульптуры в этих местах изготавливались из базальта, песчаника и алебастра, а для небольших предметов, а также для украшения больших скульптур использовались медь, золото, серебро, лазурит (лазурит), фрагменты ракушек и различные драгоценные камни. Керамика и терракотовые фигурки были изготовлены из глины.

Отличительные черты шумерских скульптур — большие выпученные глаза и длинные бороды мужчин.
Вотивные фигурки происходят из Урука , около 3100–2700 гг. До н.э., и многие предметы были найдены на кладбище в Симерском Уре (2650 г. до н.э.).

Вавилония и Ассирия

Начало истории Вавилонии положило правление Хаммурапи (1750 г. до н.э.), создателя знаменитого кодекса.

Скульптура этого правителя до сих пор сохраняет многие черты шумерского искусства.

Фигуры, изображающие богиню Иштар, которую называли матерью богов, светом мира, рекой жизни и т. Д., Происходят из этого периода. Большинство сохранившихся предметов представляют собой барельефы, украшающие дворцы сменявших друг друга ассирийских правителей. имеющий много общего с более поздним искусством Персии.

Искусство скульптуры Персии

В персидском искусстве скульптура полностью связана с архитектурой и появляется почти исключительно в виде рельефа, украшающего стены дворцовых покоев и фасады внутренних улиц.

Фигуры людей представлены схематично, нет индивидуализирующих черт, обращает на себя внимание предельно четкая проработка стилизованных деталей (прически, бороды). Часто появляющийся мотив (уже присутствующий в ассирийском искусстве) — это Ламассу — защитное божество, изображаемое в виде крылатого быка с человеческой головой, стоящего по бокам почетных входов и дворцовых ворот.

Самая большая коллекция персидских скульптур находится в Персеполе , городе, основанном в 518 году до нашей эры Дарием I и разрушенном Александром Великим в 330 году до нашей эры.

Египетское искусство

Хотя рафинированные небольшие скульптурные формы были также сделаны, скульптура Древнего Египта в основном монументальные формы храма (как в храме Рамзеса II в Абу — Симбел ) и живописания божеств, фараонов, Каплан, должностных лиц и членов их семей при условии соблюдения в правилах канон .

За исключением короткого периода правления фараона Эхнатона и царицы Нефертити, когда появились элементы реализма, египетская скульптура имеет очень схематичную форму и была связана в первую очередь с подготовкой умершего к вечной жизни. Его ставили у входов в гробницы и внутри них, он должен был изображать умершего и обеспечивать его бессмертие.

Поэтому скульпторов заботили не индивидуальные особенности изображаемого человека, а некий идеал, характеризующий ее и ее статус.

Скульптуры представляли фигуры в жестких позах — стоящих, сидящих или стоящих на коленях, сидящие фигуры были скрещены на коленях, размер статуй был обусловлен иерархическими отношениями, а не физическими особенностями — фараон всегда был выше своих подданных. Не удалось сломать шишку, слишком четко очерчивая руки и ноги — они были частью монолита.

Все скульптуры были полихромными , даже если были сделаны из драгоценных материалов. Цвета мало символичны .

Женщины среднего возраста и чиновники были окрашены в светло-желтый цвет, а мужчины среднего возраста — в коричневый и красный. Красный цвет означал жизненную силу, синий — атрибут божественности, черный — плодородие Нила, из которого родился Египет. Глаза фигур были сделаны из кристаллов и драгоценных камней.
Из-за условности изображения важную роль играл костюм, и прежде всего атрибуты, по которым признавался статус человека или типа божества.

Фараон Аменхотеп IV (ок. 1350 г. до н.э. — 18-я династия) осуществил краткосрочную, но радикальную революцию в искусстве и всей организации египетского государства, который лишил священников власти, лишил храмы обширных помещичьих владений, ввел монотеистическая религия и реформированная ( придворным скульптором Тутмосом ) канон скульптурного искусства.

Аменхотеп IV после проведения реформ, которые он считал началом новой эры в истории Египта, сменил имя на Эхнатон .
Для нового стиля характерны удлиненные персонажи и члены, длинные шеи, удлиненные лица и поразительная «асексуальность» персонажей. Уродства не избежать, неподвижность и бесперспективность сломаны.

Эти особенности искусства связаны с болезнью фараона, что можно проиллюстрировать в исследовании лица Эхнатона Тутмосом, шокирующем реалистичным изображением страданий, необычных для всего египетского искусства.

Реалистичный стиль в египетской скульптуре сохранился во время правления фараона Тутанхамона, но после разрушения столицы, которую Эхнатон перенес в Тель-эль-Амарна, традиционный канон был восстановлен.

Особым типом египетской скульптуры являются так называемые шабти. Обычно их делали из полихромных терракотовых фигурок, в большом количестве оставляемых в могилах значимых людей, представляя службу, готовую выполнять различные работы «в загробной жизни» для умерших. Ушебти появились в Поднебесной, а начиная с 18-й династии стали очень популярными. Известны случаи помещения до тысячи фигур в одну гробницу.

Эгейская скульптура

Эгейское искусство имело три центра: Киклады — комплекс островов в Эгейском море, Микены — континентальный город и Крит , искусство которого носит название минойского (названного в честь легендарного царя Миноса).

Mykens

Микенская культура процветала в бронзовом веке в континентальной эгейской цивилизации.

Согласно легенде Гомера, именно микенцы во главе с Агамемноном завоевали Трою.

Типичным для микенского искусства является барельеф, украшающий стены зданий. Примером моuen служить так называемыt Львиные ворота — треугольный каменный рельеф, венчающий входные ворота в микенскую крепость, с изображением двух львиц, прислонившихся к основанию головы. Золотые надгробные маски
также производились в Микенах , самая известная из которых — Маска Агамемнона, а также золотые украшения и скульптурная посуда, например, чашка Вафио, изображающая погоню за быками.

Острова Киклады

Кикладская культура процветала около 2500 г. до н.э. и развивала производство керамики с квадратными, круглыми или спиральными орнаментами, а также производство серебряных украшений. Однако для этой культуры особенно характерны идолы — мраморные фигуры различных размеров и различной степени детализации — от простейших, даже примитивных геометрических форм до более сложных изображений людей, например музыканты играют на инструментах.

Конец кикладского искусства ознаменован извержением вулкана на острове Тера в 15 веке до нашей эры.

Скульптуры острова Крит

Бронзовый век начался на Крите около 2700 г. до н.э. и этот период называется до-дворцовым . Около 1900 г. до н.э. так называемый период старых дворцов , который закончился разрушением многих построек в результате землетрясения около 1700 г. до н.э.

Еще одним катаклизмом, разрушившим восстановленную культуру, было извержение вулкана на Тере (Санторини) около 1600 г. до н.э. После этой даты в так называемом В период строительства новых дворцов был построен известный по раскопкам Кносский дворец, великолепие которого закончилось завоеванием Крита микенцами около 1400 г. до н.э.

Помимо самого известного Кносса на Крите, был ряд других художественных центров, в том числе Файстос, Закрос, Малия, Агиа Триада.

Критяне, несмотря на свою темную мифологию, создавали прекрасное, красочное и светлое искусство, характер которого во многом определял несвойственный тем временам общественный строй — его особенностью были неограниченные дворцы, расположенные среди построек городов.

Вероятно, также по этой причине в минойской культуре не было создано монументальной скульптуры . Однако были созданы тщательно продуманные драгоценности, изысканные украшения и украшения. Пример интимной культовой скульптуры — «Богиня со змеями» и ритон в виде головы быка, скульптура с позолоченными рогами и хрустальными глазами, выполненная с большим реализмом.

Резюме

Из-за отсутствия исходных материалов трудно установить, почему культуры Эгейского бассейна, которые развивались почти две тысячи лет, рухнули примерно в 1200 году до нашей эры.

Неизвестно, было ли причиной гипотетическое вторжение в так называемые морских народов, которым предстояло опустошить не только эту территорию, но и все центры Средиземноморского бассейна, иначе коллапс был вызван внутренним кризисом и конфликтами, вызванными цивилизационными изменениями.

Дело в том, что в Европе и на Ближнем Востоке того времени на несколько веков был регресс, причины и ход которого нам неизвестны.

Тем более загадочно, что после кризиса, продолжавшегося около двухсот лет, первые признаки выздоровления появились не в Греции, а на севере сегодняшней Италии (культура Вилланова и этруски), а еще через двести лет в Аттике начала формироваться архаическая греческая культура, которая в истории стала началом совершенно новой эры.

Таким образом, период темных веков является поворотным моментом, который отделяет доисторическую и раннюю античность (мы называем это периодом первых цивилизаций на нашем веб-сайте) от того, что является сущностью античности в культуре.

About the author